Внеурочная деятельность по информатике.

 


 

           Одно из приоритетных направлений процесса информатизации школы  - информатизация образования, в том числе информатизация внеурочной деятельности школьников. Ежегодно являюсь руководителем кружков по информатике, задачами которых являются  развитие творческих способностей,  самостоятельной образовательной активности учащихся и формирование мотивации к сознательному учению. Приобщая учеников к информационной культуре, считаю очень важным не ограничиваться только рамками школьного урока. Для достижения наибольшего результата использую разнообразные формы внеурочной деятельности. В 2008-2009 учебном году проводила занятии кружка «За страницами учебника информатики» для учащихся 7-9 классов, элективный курс «Нешкольные задачи по информатике» для учащихся 10 и 11 классов. В 2009-2010 учебном году организована работа элективного курса «Исследование моделей». Занятия на данных кружках и элективных курсах призваны в полной мере приобщить учеников к информатике и ИКТ как инструменту  деятельности человека. Очень эффективными, с точки зрения практической значимости, оказались дистанционные учебные занятия проекта «Учебный бизнес». Их основная цель – знакомство со сферами профессиональной деятельности с позиции использования возможностей информатики и ИКТ.  В результате  совместно с учениками создан и сопровождается сайт   школы http://www.uzel.org/i-2225 . Ещё одной формой оценки продуктивности деятельности для учащихся является  востребованность созданного ими программного продукта, ресурса. С 2009 года для обеспечения эффективности работы информационного пространства в школе мной создано объединение учеников и учителей школы- «Цифровая лаборатория». Работу в лаборатории осуществляют как учителя и специалисты школы, так и ученики. Учащиеся осваивают приёмы работы с различными видами цифровой информации и, совместно с учителями, реализуют  выбранные проекты. Основной объём работы на текущий момент – это обобщение и систематизация имеющихся архивных материалов и представление его в формате цифровой коллекции для библиотечного фонда школы. Значимым достижением в работе по данному направлению является выпуск дисков с материалами школы. Оценить результативность своей деятельности ученики могут и через участие в различных конкурсных мероприятиях. Сегодня предлагается достаточно большое количество как очных, так и дистанционных мероприятий, призванных содействовать личностному развитию учащихся. Для подготовки учащихся к участию в таких мероприятиях мною была разработана система специализированных консультаций и практикумов. Они проводятся в двух вариантах: очном (работа организована в школе) и дистанционном (вся работа осуществляется через мини-курсы, представленные на сайте школы http://www.uzel.org/d-2298-2225 ). Для обеспечения работоспособности компьютерного парка школы создана компьютерная бригада, в состав которой вошли учащиеся 9 -11 классов. В планах работы бригады различные направления: это и изучение теоретических вопросов сетевого администрирования и их практическая реализация, профилактика школьных компьютеров и установка на них необходимого программного обеспечения, развитие школьной компьютерной сети.  Для меня, как для единственного учителя информатики школы, существенным подспорьем стало то, что  ребята из созданной «Компьютерной бригады», прошедшие   инструктаж по настройке и технической поддержке персонального компьютера оказывают помощь в настройке компьютеров. Большое внимание уделяю во  внеклассной работе по предмету: проведению декады информатики, конкурсов, турниров, викторин. Учащиеся активно разрабатывают  учебные проекты, с которыми выступают  на школьной научно-исследовательской конференции «Ломоносовские чтения», а также являются  участниками  всевозможных конкурсов: Международного конкурса компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодёжи  «Цифровой ветер», Всероссийского  игры-конкурса «Инфознайка» и КИТ , Всероссийского  конкурса "Найди свой ответ в WWW ",  открытом чемпионате России  «Универсальный марафон», международном проекте «Эрудиты планеты», проекте «Школьные компьютерные бригады», проекте «Тимуровцы информационного века», городской и республиканской конференции «Шаг в будущее», и др., а также принимают участие в  олимпиадах по информатике различных уровней Являясь куратором данного направления работы, я наблюдаю, что мои ученики более глубоко погружаются в материал  информационных технологий, а результаты их  деятельности используются при подготовке или проведении школьных мероприятий (программы, игры, оформление стендов), раздаточные материалы и презентации для проведения уроков учителями. Задачи,  которые я решаю во  внеурочной деятельности с учащимися, тесно связаны с задачами образовательных программ: овладение умениями работать с различными видами информации с помощью ЭВМ, умение организовать собственную информационную деятельность и планировать результаты, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Решая эти задачи, я применяю групповые технологии, метод проектов, технологии развивающего обучения, деятельностный подход. Мой опыт работы был представлен на  городском методическом объединении учителей информатики.

 

Школьная газета.

 

 Работая в школе, я постоянно стремлюсь создать условия для творческой самореализации ребёнка. В работе с детьми стараюсь следовать основному принципу личностно-ориентированного обучения — «обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности». Для того чтобы поддерживать индивидуальное развитие ученика, предоставляю ему необходимую свободу для творчества  как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

 

В рамках работы кружка «Начинающий издатель» мы выпускаем газету. В последнее время она всё более входит в жизнь школы. Являясь руководителем проекта, я собрала вокруг себя детей, которые издание газеты воспринимают не игрой, а серьезным делом, чувствуют ответственность, так как освещают основные события школьной жизни.

 

Деятельность по созданию газеты является той ситуацией, благодаря которой опробуются выстроенные ранее схемы. Это может быть схема по созданию своего дела, взаимодействия с внешним миром и т.д.

 

В целом данная практическая деятельность является моделированием ситуаций взрослой жизни, позволяющих преобразовывать свои знания, наблюдения, точку зрения в некое произведение, печатный материал, отражающий мнение определенной возрастной группы.

 

Конечная цель проекта - создание организационной структуры, которая имела бы возможность:

Создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет, журналов, альманахов и иной печатной продукции.

Предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта.

За годы работы кружка многие учащиеся смогли реализовать свой творческий потенциал.

Издание на современном уровне школьной газеты  позволило мне в комплексе решить целый ряд важных задач: 

Создание центра для самоорганизации наиболее активных и талантливых детей, так как общая работа редакционного коллектива объединяет школьников независимо от того, в каком классе они учатся, чем занимаются в свободное время.

Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты.

Создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.

Вокруг школьной газеты создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя, родители.

Участие ученика в проекте «Школьная газета» поддерживает его индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей.

Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Проект "Тимуровцы информационного века"

 

Ученики школы стали главными организаторами и исполнителями проекта «Тимуровцы информационного общества». Реализуя проект, мы помогаем людям старшего поколения влиться в информационное пространство с помощью новых технологий и идти в ногу со временем наравне с молодёжью. Можно с уверенность сказать, что обучение основам работы в сети Интернет и овладение компьютерной грамотностью интересно для всех людей с активной жизненной позицией. Сегодня на дворе век информационных технологий, который обязывает каждого человека знать азы Всемирной паутины, и мы с удовольствием вносим свою лепту в освоение компьютерных технологий. В рамках проекта создано и получило развитие детское движение среди учащихся школы в поддержку Ветеранов, в первую очередь членов клуба КРОООО «Союз пенсионеров России «Северные колокола». Цель движения – обучение компьютерной грамотности членов клуба КРОООО «Союз пенсионеров России «Северные колокола», через овладение информационными технологиями. В ходе проекта люди старшего поколения получили возможность узнать, как при помощи Интернет -технологий решать свои повседневные задачи: получать свежие новости, читать газеты и книги, записываться на приём в медицинские учреждения города, общаться с близкими и друзьями, своевременно узнавать об изменениях в пенсионном законодательстве и многое другое. Участие учеников в данном проекте способствовало укреплению семьи, повышению семейных ценностей, стиранию разницы компьютерных знаний между старшим поколением и детьми, повышению компьютерной грамотности населения в целом, изменению его отношения к компьютерным технологиям, привитию навыков сознательного и активного использования компьютера. Тесное общение с людьми старшего возраста способствует развитию у школьников таких черт, как сострадание, умение и готовность помогать, внимание к пожилым людям; формирует качества и навыки, необходимые для профессиональной ориентации. Полученный в ходе проекта опыт поможет быстрее пройти процесс социализации (что особенно актуально для старшеклассников), не потеряв контакта со старшим поколением. Данный проект наглядно продемонстрировал, что школа является открытой площадкой для обучения не только детей, но и взрослого населения таким важным и необходимым в современном мире навыкам, как работа на компьютере. Информацию о реализации проекта и отзывы можно посмотреть на сайте телекомпании «Ника+» http://nika-media.ru/news/3648/34008.html

В ходе проекта в этом учебном году ребятами школы создан сайт Прионежского реабилитационного центра http://prionpebcentr.jimdo.com/

 

Проект 

Бизнес образование

http://www.uzel.org/u-133/i-1385/d-2376/ 

 

Проект  Карело-финский эпос Калевала

 

Аrkhipova_rus1.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 1.0 MB